Азбука пожарной безопасности. Дошкольникам и младшим школьникам о правилах пожарной безопасности.
Детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности» (АЛ 431) разработан специалистами ООО ПКФ «АЛЬМА» совместно с сотрудниками Управления информации и связи с общественностью Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу.
Полифункциональность детского игрового комплекта «Азбука пожарной безопасности» позволяет сочетать его с другим игровым оборудованием, которое производит ООО «ПКФ «АЛЬМА»»: игровым комплектом «Азбука дорожного движения», наборами «Радуга», «Забава», «Гномик», ковриком «Топ-топ», игровой дорожкой, лентой-гусеницей, сенсорной тропой, вестибулярным тренажером «Перекати поле» и другими изделиями. Именно такие качества «Азбуки пожарной безопасности», как полифункциональность, возможность использовать ее в комплексе с различным игровым оборудованием, лежат в основе методик проведения занятий, представленных в пособии «Азбука пожарной безопасности» (под ред. проф., докт. пед. наук Л.Б. Баряевой и полковника МЧС В. В. Груздева).
Необходимо отметить, что для безопасной жизнедеятельности у ребенка (да и у взрослого!) должна быть выработана психологическая установка на строгое соблюдение требований пожарной безопасности. Именно этому способствуют систематические игры с правилами, творческие игры, специально организованные занятия, уроки с использованием игрового комплекта.
Детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности» предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он представляет собой комплект легких и безопасных изделий, которые можно использовать для обучения детей основам безопасной жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности. На занятиях с детьми используется либо весь комплект, либо его отдельные элементы (например, знаки пожарной безопасности, пожарный автомобиль и т. д.).
В пособии «Азбука пожарной безопасности» рассматриваются игровые методики обучения детей основам пожарной безопасности с использованием детского игрового комплекта «Азбука пожарной безопасности». Игровой комплект позволяет сформировать у детей представления о действиях людей по предотвращению пожара и при его возникновении, о труде пожарных. В играх с «Азбукой пожарной безопасности» развивается внимание, память, мышление, эмоциональная сфера детей, их сенсорно-перцептивные и координационные способности. В разнообразных видах двигательной деятельности дети учатся соблюдать игровые правила. Они берут на себя разные игровые роли, моделируя движение транспортных средств (пожарного автомобиля), работу пожарных, поведение тех, кто оказался в трудной ситуации, и т. п. Дети проигрывают ситуации статики и динамики движения.
Детский игровой комплект многофункционален и позволяет проводить занятия с дошкольниками, интегрирующие разные виды детской деятельности, в процессе которых расширяются представления детей об окружающем мире, формируются элементарные математические представления, развивается речь детей. С помощью «Азбуки пожарной безопасности» дети учатся отделять игровые ситуации от реальных, возникающих во время пожара, различать поведение тех, кто тушит пожар, и тех, кто оказался в опасности. Это происходит постепенно, особенно интенсивно в период школьного обучения. Поэтому столь важно использовать «Азбуку пожарной безопасности» на занятиях и с дошкольниками, и со школьниками.
Приведем пример сюжетно-дидактической игры «Пожарные тушат пожар». Она разработана С.Ю. Мамедовой ? ст. инспектором УИ и СО ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Педагогический замысел: учить детей брать роли пожарных, дежурных пожарной части и вести их до конца игры; учить детей оречевлять свои действия по ходу игры; формировать в процессе игры устойчивый алгоритм поведения человека, выполняющего трудную и ответственную работу; воспитывать у детей уважение к труду пожарных; формировать у детей устойчивые представления о пожароопасных ситуациях и о том, как их предотвратить.
Оборудование и материалы: мягкие игрушки, макеты деревьев, газон ? травка, руль (можно использовать оборудование из игрового комплекта «Азбука дорожного движения»); светильник «Пламя»; детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности»: телефоны (настольный и мобильный), кнопка пожарной тревоги, пожарная машина, ширма-дом, комплект одежды пожарного (3 шт.), ворота; мягкие модули красного цвета из набора «Радуга» (АЛ 201).
Содержание и ход игры
В пространстве комнаты установлена ширма-дом, за домом ? светильник «Пламя», на расстоянии 5–7 м от дома располагается пожарная часть, которая конструируется из мягких модулей набора «Радуга». В пожарной части стоит игровой модуль ? пожарная машина. На выезде из пожарной части устанавливаются ворота.
В игре принимают участие 7–8 детей. Остальные ? активные зрители. Сначала выбираются диспетчер, дежурный по пожарной части и пожарный расчет: командир, пожарные, водитель пожарной машины. Из вещей, разложенных на столе, дети отбирают только те, которые необходимы диспетчеру и пожарным: для командира, водителя и пожарных ? накидки-боевки, каски с воротом, рукавицы-краги, для диспетчера ? кнопка пожарной тревоги и настольный телефон. Выбор обосновывается.
Диспетчер берет телефон, кнопку пожарной тревоги и садится на мягкий модуль в пожарной части. Дежурный по пожарной части встает возле ворот.
Для оповещения пожарного расчета о пожаре выбираются двое «прохожих».
Игроки распределяют роли, выбирают нужные атрибуты.
Ведущий (воспитатель, учитель и т. д.) предлагает детям обсудить, каким бывает огонь (огонь добрый, огонь злой). Люди давно научились добывать огонь. Огонь служит на благо человека: он согревает, с его помощью готовят пищу. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Педагог подводит детей к мысли, что пожар не случайность, а результат неправильного поведения людей, и огонь становится злым чаще всего по вине самого человека.
Прогуливаясь около дома, двое детей-«прохожих» начинают игру. Взрослый незаметно включает светильник «Пламя» и обращает внимание детей на то, что дом «горит». В это же время на балконы дома выставляются символ «пламя» и мягкие игрушки (жители дома). Они просят о помощи.
Взрослый напоминает детям о том, что в таких случаях главное быстрее сообщить о пожаре взрослым. Это можно сделать разными способами, например, кричать «Пожар!». Педагог просит детей-зрителей громко крикнуть: «Пожар»!
Затем надо вызвать пожарный расчет. Сделать это можно, правильно набрав номер телефона «01» и правильно назвав адрес, где случился пожар. Взрослый просит детей-зрителей громко сказать: «Ноль-один».
Кто-нибудь из детей-прохожих, достает мобильный телефон и набирает номер «01». Дети громко и четко произносят адрес, написанный на табличке, прикрепленной к дому: «Улица Солнечная, дом номер 5». И добавляют от себя: «Квартира номер 3, второй этаж». Педагог просит детей-зрителей громко повторить: «Улица Солнечная, дом номер 5, квартира номер 3, второй этаж».
В игру вступает диспетчер пожарной охраны. Он снимает трубку телефона и громко повторяет адрес: «Улица Солнечная, дом номер 5, квартира номер 3, второй этаж», прибавляя: «Ждите и встречайте пожарную машину». Затем он нажимает кнопку пожарной тревоги и громко кричит: «Тревога! Тревога!»
Взрослый просит детей-зрителей громко крикнуть: «Тревога!».
Пожарный расчет быстро собирается на пожар. Водитель берет в руки руль, подбегает к пожарной машине и изображает, как он заводит мотор, как он начинает тарахтеть и т. д.
В это время командир и пожарные надевают накидки-боевки, каски и рукавицы-краги.
Дети-зрители, под руководством взрослого, ведут громкий счет или хлопают в такт.
Пожарный расчет «садится» в машину. Дежурный по пожарной части открывает ворота. Машина выезжает.
Дети-зрители изображают звуковую сирену, с которой машина едет на пожар.
Дети-«прохожие» все это время остаются около дома, встречают пожарных, показывают, где и что горит.
Командир громко командует: «Потушить пожар!». Двое пожарных устанавливают лестницу, раскатывают рукава, берут в руки стволы и тушат пожар. Командир и остальные пожарные в это время «спасают» «жильцов», подбегая к дому, беря по одной игрушке и перенося их в безопасное место, например, отдавая в руки зрителям.
Через некоторое время педагог незаметно выключает светильник и объявляет, что пожар потушен.
Командир, обращаясь к пожарным, произносит:
Коль не тратишь время даром,
Быстро справишься с пожаром!
Дети-зрители аплодируют пожарным за то, что они так быстро и дружно справились с огнем.
Пожарные скатывают рукава, закрепляют их на машине и возвращаются в пожарную часть. Там они раздеваются, снимают рукавицы-краги, каски, накидки-боевки, аккуратно развешивают и раскладывают для просушки.
Примерный план проведения игр по подобной тематике:
- Звонок в пожарную часть.
- Объявление тревоги.
- Пожарные собираются на пожар ? надевают одежду пожарных.
- Водитель заводит мотор, дежурный открывает ворота.
- Пожарная машина с пожарными едет на пожар.
- Пожарные устанавливают лестницу, раскатывают рукава, тушат пожар.
- Пожарные спасают пострадавших.
- Пожарные возвращаются в пожарную часть, раздеваются, сушат и складывают одежду, отдыхают, занимаются спортом.
Презентация игрового пособия прошла на совещание руководителей ВДПО России в г. Иркутске. Руководители ВДПО различных округов России с интересом знакомились и апробировали игровой модуль, который был представлен профессором РГПУ им. А.И. Герцена, доктором пед. наук, заместителем генерального директора ООО ПКФ «АЛЬМА» Л.Б. Баряевой(фотогалерея).