Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Театрализованная игра с детьми дошкольного возраста: от игры к знаниям

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников (Л.В.Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Д.В.Менджерицкая, Б.М.Теплов, Л.Г.Стрелкова и др.).

Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством» (М.А.Васильева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.А. Леонтьев, С.И.Мерзлякова, Л.Г.Миланович, Н.Ф.Сорокина, Е.Л. Трусова).

На основе анализа ведущих подходов к определению понятия «театрализованная игра» в психолого-педагогических и культурологических исследованиях, выделено двоякое понимание этого термина — как вида деятельности и — как средства развития.  Она определяется как драматизация (Л.С.Выготский), «драматическая игра» (В.Н.Всеволодский-Генгросс), «театрально-игровая деятельность, театрально-игровое творчество» (Е.Л.Трусова). Большинство исследователей считают, что театрализованные игры наиболее близки к искусству, и часто называют их «творческими» (С.А.Козлова, М.А.Васильева, Д.Б.Эльконин и др.). В ряде исследований даются различные классификации театрализованных игр. Студенты отделения логопедии  РГПУ им. А.И. Герцена подготовили игры и игрушки для театрализованных игр исходя из классификации их по средствам изображения, в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова), в которой выделены две основные группы театрализованных игр: режиссерские и игры-драматизации (см. фотографии).

Опираясь на представленные точки зрения (Д.Б. Эльконин, Й. Хейзинга) относительно игры в целом и театрализованной игры в частности, театрализованная игра определена как  деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этом виде деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или  куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.) (И.Г. Вечканова).  Театрализованная игра при этом сохраняет все структурные компоненты игры, выделенные Д.Б. Элькониным.

В «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (Под ред. докт. пед. наук, проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2009) на трех ступенях обучения определены основные педагогические ориентиры развития игровой, в том числе театрализованной игры, с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Например, на третьей ступени обучения по программе предусматривается:

–                       приобщать детей к театральной культуре, знакомить их с назначением театра, с видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.), учить выбирать сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария, который разрабатывается вместе с детьми;

–                       учить детей имитировать движения, голоса, преображаться в процессе театрализованных игр;

–                       учить детей использовать предметы в новом значении, исходя из игровой ситуации;

–                       учить детей подробно характеризовать главных и второстепенных героев игры;

–                       учить детей пересказывать произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

–                       учить детей согласовывать свои действия с партнерами, проявлять творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

–                       развивать в процессе режиссерской игры игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с реальными предметами, но в чем-то отличающимися от них;

–                       учить детей готовить сцену, декорации, театральных кукол и простые костюмы к театрализованным играм и детским спектаклям (вместе со взрослыми);

–                       учить детей формулировать главную идею литературного произведения и давать словесные характеристики главным и второстепенным героям.

Все направления обучения реализуются в следующем программном содержании. Оно включает:

  • · игры-имитации последовательных действий человека, животных и птиц в соответствии с заданной ситуацией для театрализации и демонстрации различных эмоций человека;
  • · разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию). Игры-имитации образов сказочных персонажей в соответствии с сюжетом произведения;
  • · игры-импровизации пo сюжетам сказок, рассказов и стихотворений, которые читает педагог или дети прослушивают в аудиозаписи;
  • · игровые импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), игрушками, бытовыми предметами под музыку, во время чтения сказок, потешек, стихов и других литературных произведений;
  • · использование в театрализованных играх построек, создаваемых по сюжету литературных произведений (из строительных материалов, полифункциональных наборов мягких модулей и др.);
  • · разыгрывание детьми ситуаций по сюжетам сказок, стихотворений в песочном ящике с использованием объемных и плоскостных фигурок, природного материала и т. п.;
  • · театрализованные игры, в которых в качестве сцены могут быть использованы малые батуты «Сказка», «Лукоморье» и др. Привлечение детей к участию в театрализованных играх в обстановке, требующей концентрации на происходящем действии (перемещение кукол, диалоги) при специфическом перемещении в пространстве (координация движений на подвижной поверхности);
  • · изготовление (вместе с детьми) атрибутов для театрализованных игр: простых по конструкции кукол бибабо, кукол из платочков, игрушек из пластилина и др.

Именно такие игрушки и изготовили студенты факультета коррекционной педагогики кафедры логопедии, познакомившись с «Программой воспитания и обучения дошкольников с ТНР», готовясь стать учителями-логопедами. Они сделали их из носовых платочков, связали из ниток, сшили из варежек и носочков и т.п. Все это зачетные работы в рамках практических занятий по предмету «Специальная дошкольная педагогика детей с нарушениями речи»(фотогалерея).

Профессор кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена  Л.Б. Баряева

Оставить отзыв
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
12 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.